Notre Dame de Paris

О сайте
О соборе
О книге
О мюзикле
Download
Ссылки

В свете алхимии

Алхимики считают, что слово "готический" происходит не от "готов" (gothique), а от термина goetique (магический). Понятие art gothique (готическое искусство) давно деформировалось в слово "арготический", то есть "жаргонный", попросту говоря "арго". Арго - как его определяют словари - "особый язык определенной группы людей, которые не хотят, чтобы их понимали другие". Этот птичий язык - язык воров, бродяг, алхимиков и посвященных. Hа этом языке молчат готические соборы. Hа этом языке они могут заговорить с тем, кто посмотрит на них широко распахнутыми глазами.

В истории Европы был период, когда человечество подняло свои страхи на невиданную высоту. Разнообразные чудища и монстры заполнили фронтисписы книг, фронтоны зданий, речи наставников, рассказы очевидцев, праздничные площади, ночные улицы и все пока что неизведанные земли. Этот период носит название архитектурного стиля: "Готика". Его высота абсолютно буквальна - это господство шпилей и стрел соборов, их башен, звонниц, колоколен. Загадочное соседство светописи солнцав узких колодцах стен со стрельчатой дугой свода - и оскаленных морд наружной лепки, страшных, несуразных тел, рвущихся вперед из пленаеле сдерживающего их камня.

Весь собор — это ни что иное, как молчаливое, но выразительное прославление древнего знания Гермеса, сохраненное средневековыми мастерами. Собор Парижской Богоматери не является исключением. Он сохранил своего алхимика.
Алхимик Нотр-Дама

Если вдруг из любопытства или прогуливаясь теплым летним днем, вы вскарабкаетесь по винтовой лестнице, которая ведет наверх, пройдите неспешно этот путь к вершине второй галереи. На углу северной башни вы увидите среди химер скульптуру старика. Это и есть алхимик Нотр-Дам.

На голове у него фригийский колпак; ученый закутан в плащ и опирается одной рукой на балюстраду, другой — гладит свою густую бороду. Он не размышляет; он наблюдает. Пристальный, острый взгляд. Вся его поза выражает крайнее напряжение. Его плечи сгорблены, а голова и грудь— подались вперед. Эта каменная рука оживает Это иллюзия? Говорят, что видели, как она шевелилась...

Алхимик Нотр-Дама

Парижский собор, как и большая часть столичных соборов находится под защитой Девы Марии. Во Франции народное наименование этих церквей — Нотр-Дам. Подойдя к большому порталу западного фасада, называемого главным входом, или входом Правосудия, мы видим, что на колонне, делящей надвое вход, есть серия аллегорических изображений средневекового знания.
Алхимия

Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр - символ монарха, — а правой поддерживает книги; закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм).

Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Это, символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.
Таким образом, собор представляется нам основанным на алхимическом знании, исследующем преобразование первичной субстанции, элементарной Материи.

В Средние Века центральная роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо. Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. Роза изображает действие огня и его продолжительность.

Оставим главный вход и перейдем к северному порталу, или порталу Богоматери.

В центре тимпана (поля фронтона), на среднем карнизе, посмотрите на саркофаг, атрибут одного из эпизодов жизни Христа; вы там увидите семь кругов, символов семи планетных металлов. Солнце символизирует золото, Меркурий — ртуть; Сатурн — свинец, Венера — это бронза; Луна — знак серебра, Юпитер — олова; а Марс — железа знак.

Планетарные металлы

«…одаренный пылким, обогащенным знаниями воображением, любил в нем его внутреннее значение, скрытый в нем смысл, любил связанную с ним легенду, его символику, таящуюся за скульптурными украшениями фасада, подобно первичным письменам древнего пергамента, скрывающимся под более поздним текстом, – словом, любил ту загадку, какой испокон веков остается для человеческого разума Собор Парижской Богоматери…» (с) Виктор Гюго.

Да, видимо, неспроста искал Клод Фролло философский камень, пытался найти разгадки таинственных символов собора…



  • История
  • В свете алхимии
  • Легенды
  • Фотографии
  • Hosted by uCoz