Любое историческое здание - целый мир, полный загадок и тайн. Знаменитая «Гранд-Опера», или Опера Гарнье, по фамилии ее создателя, - не исключение. А легенда о Призраке Оперы - одна из самых живых и сегодня. Говорят, что по сию пору в контрактах директоров парижского оперного театра присутствует пункт, который запрещает сдавать одну из лож (ложу №5) в первом ярусе кому бы то ни было. Это - ложа Эрика. Призрак появляется там систематически, приходя всякий раз незаметно, некоторое время спустя после начала спектакля. Хранители оперных анналов ссылаются на несколько убедительных случаев, когда нарушение этого требования влекло за собой самые пагубные последствия.

Итак, Парижская Опера была построена во времена Второй Империи, при царствовании Наполеона III, архитектором Шарлем Гарнье (1825-98). Конкурс на создание оперного театра собрал 171 проект. Свои работы представили все мэтры архитектуры, включая самого Виолле-Ле-Дюка. Однако победителем вышел малоизвестный молодой человек, чью победу можно объяснить тем, что он уловил дух времени. Во времена Второй Империи слова "роскошь" и "шик" были главными в словаре француза.

Тем не менее Гарнье пришлось отстаивать свой эклектичный проект. ”Какая безвкусица! Ни греческая, ни римская традиция... В этом нет стиля!” - негодовала Императрица Евгения. “Это стиль Наполеона Третьего, мадам!” - отвечал находчивый архитектор, и надо думать, эта его реплика окончательно убедила всех поклонников античности, которым сразу же как-то расхотелось спорить... Замысел Гарнье, вместе с тем, был весьма оригинальным, архитектору удалось совместить - (с большим или меньшим успехом) - испанский иезуитский стиль 17 века и стиль итальянского фасада эпохи Ренессанса.

Строительство шло очень медленно. И на этапе закладки фасада главным препятствием стали подземные воды, постоянно скапливавшиеся под фундаментом, куда они попадали через сеть подземных ручейков, которые когда-то впадали в Сену на ее отрезке от площади Республики до дворца Шайо. Шарль Гарнье хоть и считал себя романтиком, но темперамент у него был горячий, - моментами он впадал в отчаяние, и не раз хотел забросить проект окончательно, пока, в конце концов, ему не удалось изолировать подвальные помещения, куда проникала вода, двойной стеной. Именно в этой двойной стене поместил свою "комнату пыток" писатель Гастон Леру, создатель Призрака Парижской оперы.

Кстати, подземное озеро... Оно действительно было и есть в театре. На минус втором этаже есть небольшой водный резервуар, который раньше использовался для приведения в действие машинерии под сценой, а также служил противопожарным нуждам. Со временем машинерию заменили на более совершенную. Но резервуар осушать не стали. Вода создает определенную акустику. Но путешествовать по подземным водам так, как делал это Призрак, невозможно из-за очень низких потолков...

После того как была разрешена проблема грунтовых вод, строительство Оперы начало продвигаться гораздо быстрее - года известие о падении Седана и крушении Империи вновь прервало его на длительный срок. Во время существования Парижской Коммуны революционеры устроили в первых отстроенных залах склад продовольствия... Когда же версальцам удалось прорваться в город 21 мая 1871 года, подвальные помещения Оперы были использованы для тайных и - как пишут историки – “ужасающих“ казней коммунаров. После падения Коммуны строительство возобновляется. Здание было почти закончено, когда 28 октября 1873 года случился страшный пожар... Но вопреки помехам воды, огня, войн и революций Опера была закончена, и в 1875 году президент Мак Магон торжественно провозгласил ее открытие.

Еще одна любопытная деталь - мы уже говорили, что для богатейшей декоративной отделки внутренних помещений Оперы в Париж были свезены материалы - гранит, мрамор белый и цветной, и т.д. - со всего мира. И - как утверждают знатоки - для возведения здания потребовалось 33 километра (!) архитектурных чертежей. Но - имея на своих одиннадцати тысячах кв. метров просторные кабинеты для администрации, репетиционные залы - отдельно для хора, отдельно - для балета, также отдельные ложи для танцовщиков, и для певцов, гигантскую сцену и оркестровую яму, - и, наконец, наироскошнейшую парадную лестницу - парижская Опера может вместить лишь немногим больше 2 тысяч зрителей.

Действительно, помпезность и претенциозность театра потрясает. Легче сказать, какие архитектурные приемы не использовались для его создания, чем перечислить их все. Гарнье позаимствовал итальянские аркады и колоннаду базилики Палладио в Виченце, он цитирует элементы старого Лувра, лестница напоминает греческие храмы, Здание венчает аттик, на котором возвышаются две массивные скульптурные группы, символизирующие Поэзию и Гармонию.

Но Гарнье не останавливается и на этом: зал он покрывает куполом, на который, в свою очередь, помещает скульптуру Аполлона и Пегаса. За это над ним долго посмеивались: "Гарнье перепутал Оперу с ипподромом!". Любое свободное пространство он заполняет барельефами, а в ниши устанавливает бюсты композиторов.

Внутреннее убранство столь же вычурно. Здесь царят два цвета: красный и золотой. Впервые основное пространство театра занимает не сцена, а парадная лестница и фойе. Гарнье использовал многие элементы стиля рококо. Несмотря на всю несуразицу и разнообразие приемов, часто находящихся друг с другом не в ладу, здание в целом производит впечатление гармоничное и монументальное. Видимо поэтому в 1923 году его причислили к числу памятников архитектуры, охраняемых государством.

Как известно, историю искусство творят гении, влюбленные и… сумасшедшие. Архитектора парижской Гранд-Опера Шарля Гарнье многие действительно называли чуть ли не городским сумасшедшим. Мало того, что он построил здание оперы на абсолютно не приспособленном для этого месте - на песчаной, пропитанной, как губка, водой набережной Сены. Мало того, что Гарнье упрекали в безвкусице: «Здание выглядит как вокзал, но если вы попадёте внутрь, вы скорее спутаете его с турецкой баней", - писал Клод Дебюсси. Так еще Гарнье всерьез верил в духов и призраков, которые якобы живут в громадном подземелье Гранд-Опера. Над рассказами архитектора смеялись. Всерьез их принял только молодой парижский криминальный репортер Гастон Леру, издавший роман о Призраке Оперы.

Одно из знаменитых событий в истории парижской оперы произошло 20 мая 1896 года. В опере Гарнье идет "Фауст", присутствует тысяча человек зрителей. И когда Маргарита произносит: "О, тишина! О счастье! Непроницаемая тайна!"- в зале раздается страшный грохот. А надо сказать, что, как и все пышное убранство оперы Гарнье, большая люстра в зрительном зале также выполнена с впечатляющим размахом (7 тонн, 340 огней, хрусталь и бронза). По какой-то непонятной причине противовес (400 кг) оборвал канат, который его поддерживал. По счастливой случайности погиб лишь один человек, но многие были ранены. Этот эпизод впоследствии был использован в романе Леру в несколько приукрашенном виде.

Всё же неудивительно, что легенда об Ангеле Музыки - даже если это только легенда, вымысел, - обрела своё воплощение в Парижской Гранд Опера. Вряд ли можно представить себе лучшее место для обитания мистического фантома. Театр сам похож на фантастическую легенду. Эклектичный, с неумеренным количеством позолоты в отделке интерьеров и множеством тайных коридоров, подземных лабиринтов и конструкций внутри, он не мог не порождать множество слухов и домыслов...


Hosted by uCoz