История собора
Термин «готика» (от названия германского племени готов) возник в эпоху Возрождения.
Готическим называли любое искусство, не соответствовавшее классическим античным формам. В истории
искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю(«пламенеющую») готику.
Среди соборов ранней готики самый величественный и, конечно, знаменитый – Notre Dame de Paris
(собор Парижской Богоматери). Строительство Кафедрального Собора на острове Сите началось в XII в. по
инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли. и длилось почти 170 лет. Первый камень заложил
сам король Людовик VII в 1163 г.
|
В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных
стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская
церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм.
| Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые
формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор
«струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов,
контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери
выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на
верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.
В нижней части фасада – три мощных портала: слева – портал Девы Марии, в центре – портал Страшного
суда, справа – портал Св. Анны (матери Девы Марии). Над порталами протянулась аркада с 28 статуями
иудейских царей. |
|
В центре фасада – грандиозное окно-роза, заполненное ажурным каменным плетением
и витражами.
Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора. Говорят, что своим
чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году
в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные
украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его
в одиночку не под силу никакому силачу.
Вообще у Нотр-Дама удивительные голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение
и орган собора – самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом пространства,
устремленного вверх…
Собор неоднократно перестраивался: в XIII в. архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монбро,
в начале XIV в. — Пьером де Шеллем. В итоге архитектура храма вобрала в себя черты двух стилей.
Башни фасада и столбы центральной части массивны. Преобладает горизонтальное членение здания, что
характерно для романской архитектуры. С другой стороны, крестовый свод, опирающийся на
арки-нервюры, применение полуарок-аркбутанов, стрельчатые формы окон и арок, обилие света — черты,
свойственные готике. Собор был одним из самых больших по размеру зданий своего времени: его длина
составляет 129 м, высота башен — 69 м.
В те времена собор выглядел не так, как сегодня: вплотную к нему подступали дома с мастерскими
ремесленников и лавочками, а главный фасад собора был не монохромным, а куда более нарядным: все
статуи фасада и порталов сверкали яркими красками на золотом фоне.
|
Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи химер,
установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от времени,
были восстановлены в 1850-1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических
существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное,
жутковатое впечатление.
|
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным
источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в
переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой
оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую
роскошь и вместе с тем таинственность.
Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора
изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых.
Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах
боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром
13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета.
К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они
представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю
витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. |
|
Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей
французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так
как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал
значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание
с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый
роман "Собор Парижской Богоматери", храму уже угрожало полное разрушение. В 1841-1864 годах
была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки,
примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь.
На протяжении многих веков собор Нотр-Дам был важным, если не самым главным, центром
городской жизни. Здесь заседал парижский парламент, разыгрывались мистерии, заключались торговые
сделки; нищие и бездомные находили в соборе приют, а богатые горожане, отправляясь в дальнее
путешествие, сдавали сюда на хранение свои ценности. В соборе совершались обряды крещения,
бракосочетания и отпевания, праздновались военные победы и исполнялся торжественный гимн
«Тедеум». Отметим, что в соборе Нотр-Дам было всего две коронации: английского короля Генриха IV
и императора Наполеона (по традиции почти все французские короли благославлялись на власть в
Реймском соборе).
Собор Парижской Богоматери является центром города в прямом смысле слова. На дорожных
указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.
Внутри собора
|
Интерьер собора поражает размахом пространств. Здесь нет ни массивных опор, ни голых стен – интерьер
словно соткан из лучевидных нервюр, устремленных вверх. В интерьере снова звучит лейтмотив
готической архитектуры: собор – это Небесный Иерусалим на земле и в то же время модель божественного
мироздания...
|
В часовнях, расположенных в правой части собора, вы увидите картины и скульптуры разных
художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый
день мая.
Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина,
вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь
католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и
св. Дионисия. В глубине собора – скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с
наружной части хоров – барельефы на темы Нового завета.
Орган Собора Парижской Богоматери – самый большой во Франции.
|
История
В свете алхимии
Легенды
Фотографии |