|
Кто из нас не помнит ту чарующую и волнующую мелодию из знаменитого мюзикла Ллойда Уэббера, под которую Призрак Оперы уводит в свои подземелья юную певицу Кристину Дааэ? Книга-первоисточник приподнимает занавес над подлинной историей Призрака и его трагической любовью и открывает путь за кулисы Парижского оперного театра с его примадоннами и интригами, загадочными обитателями и, конечно же, тайнами, которые скрывает от мира подземное озеро…
Автор романа – французский писатель Гастон Леру (1868 - 1927).
Роман написан в стиле исторического детектива и, по утверждению автора, описывает реальные события, произошедшие в Париже в конце прошлого столетия (Гастон Леру много лет работал в архивах Национальной академии музыки). Он восстановил события, связанные с периодом бытования в Парижском обществе легенд о Призраке Оперы. Прототипом столь известного персонажа, коим является Призрак Оперы, выступает реально существовавшее лицо по имени Эрик. Это был человек, уродливый от рождения, но обладавший при этом многими воистину гениальными способностями, включая экстрасенсорные. Родом он был из Персии. Будучи из-за своего уродства изгоем общества, он вынужден был всю жизнь скитаться из страны в страну. Попав во Францию, он подрабатывал на ярмарках фокусами и чревовещанием, а затем устроился простым каменщиком на строительство грандиозного здания Парижской Оперы. По окончании строительства Эрик решил укрыться от мира в подвалах Оперы и фактически превратить это сооружение в свою империю: здесь-то и пригодилось ему искусство фокусничества и чародейства. Так возник Призрак Оперы, который влюбился в начинающую певицу Кристину и явился к ней Ангелом Музыки, всеведущим и незримым, положив начало цепочке загадочных событий.
Впервые роман был опубликован в 1910 году, что, впрочем, не вызвало большого интереса, несмотря на то, что Леру развернул действие в сердце Парижа, в парижской достопримечательности - в Гранд Опера. Его вдохновило посещение Оперы, особенно осмотр нижних уровней, с их запутанным, тонущем в вечном мраке лабиринтом подвалов и коридоров, с подземным озером, видным через железные решетки в полу и дававшим такой простор воображению. Леру искусно вплел факты и исторические реалии в ткань вымысла, который ими вдохновился. Так несчастный случай 1896-го года, когда упал один из противовесов люстры, натолкнул автора на куда более эффектную и драматическую сцену романа с падением люстры в полном зрительном зале. Прием повествования в форме журналистского расследования придавал ещё большую живость и правдоподобие вымышленным деталям, а описание грандиозного здания Оперы как изнутри, так и снаружи, было захватывающим и познавательным.
Роман часто анонсируют как детектив с готическими элементами. Детективу, для пущей читабельности обратившемуся к современному материалу, к преступлениям, происходящим по соседству, и начавшему черпать сюжеты из отчетов в "Судебной газете", готический роман передал серию устойчивых сюжетных ходов и схем, а также набор декораций, т.е. мест, где традиционно происходит действие, и которые особенно соблазнительны для совершения преступлений.
Предпочитаются такие места действия, как старые замки, руины, обязательны потайные комнаты, запутанные туннели и сырые подземелья.
В характерах действующих лиц преобладают утрированные эмоции, выражаются они зачастую весьма декламационно, а в романе в целом присутствует умилительный пафос, призванный тронуть и растрогать читателя.
Среди персонажей обязательны романтическая влюбленная парочка, коварный инфернальный злодей, резонер-повествователь, несколько комических персонажей для разрядки.
Из сюжетно движущих компонентов выделяются столкновение страстей, борьба со злодеем, возвышающая душу готовность к самопожертвованию ради торжества справедливости или великой любви.
И все это есть у Леру: и влюбленная парочка Кристина Дааэ и виконт Рауль де Шаньи, таящийся во тьме злодей Призрак, безымянный, склонный к резонерству Перс, водевильный дуэт господ директоров. Замечательны виртуозная ирония и юмор автора, придающие роману живость.
Один из классических приемов жанра - на фоне полной неспособности полиции добраться до решения загадки расследование ведет пара штатских, один из которых существует для того, чтобы задавать дурацкие вопросы a la доктор Ватсон. Леру же остроумно переворачивает ситуацию, и теперь помогает беспомощному Раулю де Шаньи, который пытается противостоять Призраку, профессиональный полицейский в высоких чинах (хотя и бывший полицейский, нынче лишенный всех чинов) - дарога Перс.
Интересен и ещё один аспект - музыкально-оперный. "Призрак Оперы" - роман, где действие замыкается на здании Оперы, где театральность происходящего оправдана самим местом действия. Кстати, образ здания Гранд Опера как модели мироздания подчеркнут в романе: верхний, дневной мир обычного существования и подземелье Фантома, как глубины подсознания, куда вытеснены подавленные тени разума. Рай и Ад, Свет и Тьма, Банальность и Иррациональность... И не случайно сцена крушения надежд Фантома, когда он слышит пронзающие его сердце слова Кристины - слова мелкого предательства и заверения в любви к его сопернику - происходит на крыше Оперы, в месте, диаметрально противоположном его миру темных подземелий, выше уже нельзя забраться: Фантом смотрит на парочку из-за лиры Аполлона, с самой высокой точки здания, а в то время и самой высокой точки Парижа.
Более того, это и роман об опере, как сценическом действии, и можно найти множество ассоциаций с сюжетами узнаваемых оперных спектаклей. Это и прямо называемый "Фауст", который идет на сцене, и во время которого Эрик похищает Кристину, исчезая в люке в полу, как Мефистофель; а в финальной сцене в доме Эрика, когда он шантажирует Кристину жизнью её возлюбленного видна явственная ассоциация с "Тоской", и Эрик ведет себя, как вылитый Скарпиа. "Лоэнгрин" (где силам зла противопоставлены светлые силы, и где автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорической форме его одиночество в современном ему обществе) и "Летучий Голландец" Вагнера.
Книга затрагивает и немало аспектов человеческих взаимоотношений: извечные вопросы несоответствия внешней формы внутреннему содержанию, соотношения добра и зла в человеческой душе, гениальности и посредственности, проблемы приятия "других", непохожих на большинство, людей, ответственности личности перед своим талантом и существование её в искусстве, воздействие искусства на душу человека и цена, которую приходится платить за осознание этих ценностей. И один из главных вопросов - вопрос понимания и сострадания.
|
|
|